БЛИЖНИЙ ВОСТОК: “НЕВЕСТФАЛЬСКИЙ МИР” ВЕСТФАЛЬСКОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ “ИДЕАЛЬНОГО ШТОРМА” ТРАНСФОРМАЦИИ
![]() ![]() В соответствии с положениями Вестфальского мира 1648г., основой современной мировой системы является принцип абсолютного суверенитета государства на своей территории. Именно данный принцип породил ряд норм международного права, среди которых следует выделить следующие: непризнание высшей надгосударственной инстанции, суверенное равенство государств, право на самооборону, невмешательство во внутренние дела и регулирование отношений гражданин-государство национальным законодательством. Создание Вестфальской системы началось с простого тезиса: государство- главный элемент системы. Тем самым Европа решила проблемы, стоящие перед ней в первой половине VII веке, и дала толчок развитию новой политической системы. Зарожденная в Европе, система не была глобальной: существовало два разных мира- “мир Вестфаля” и “мир за пределами Вестфаля”. Как известно, в ходе истории имели место и другие модели политического устройства, но лишь вестфальская распространилась на весь мир и продолжает существовать. Почему? Скорее всего, ответ заключается в толерантности системы к внутренней организации ее элементов, которая дает возможность объединить разные государства. Вестфальская система позволила государствам-элементам системы, пользуясь своим “суверенным правом”, быть организованными по-разному. Версальские принципы нарушались неоднократно, но это не повлекло ее замены. Однако сегодня мы наблюдаем, что следовать правилам данной системы становится все сложнее. Первая эволюция в системе правовых норм Вестфальской системы произошла после Второй мировой войны, в результате создания ООН в 1945г., устав которой включал ряд новаторских принципов. Во-первых, это была идея коллективной безопасности, состоящая в передаче ООН права государств прибегать к силу (Ст.2), которая привела к кризису институтов, связанных с самообороной; во-вторых, принятие голосования большинства (Ст.18) и , в-третьих, признание правового приоритета Устава ООН над другими международными договорами (Ст. 103). Данные изменения оказали серьезное влияние на суверенитет государств. В XXI веке параллельно с трансформации самой Вестфальской системы мы наблюдаем и трансформацию внутренней политической системы многих государств. Несмотря на единство Вестфальской системы, постепенно определилось 3 типа государств: постмодернистские- с размытыми границами между внешней и внутренней политикой; преимущественно модернистские- с территориальной целостностью и четкими внешне- и внутриполитическими линиям; преимущественно премодернистские – несоответствующие принципам Вестфаля или реализирующие их формально. Трансформация внутриполитической системы наблюдалась в государствах Восточной Европы, постсоветского пространства, Большого Ближнего Востока, на которые приходится значительная доля конфликтов. Не все они двигались в направлении демократии. Картина на самом деле сложнее, чем описывал С. Хантингтон: некоторые государства идут не к авторитаризму или демократии, как отмечалось, а к своей традиционной культуре. В результате мы становимся очевидцами “идеального шторма”- совпадения трансформации Вестфальской системы с трансформацией внутриполитической системы государства. Ближний Восток, “невестфальский мир”, включенный в Вестфальскую систему, теперь “восстал” и пытается предложить собственные принципы мирового устройства. Являясь переплетением противоречий, он выступает как “слабое звено” в условиях “идеального шторма”. Эрозия Вестфальской системы здесь проявляется в нескольких феноменах. На Ближнем Востоке появились новые акторы, ориентированные на племенные и родовые отношения и часто использующие террористические методы для продвижения своих идей. Яркими примерами являются события в Ливане, Сирии. Данные акторы действуют в основном на региональном уровне, однако такие, как Аль-Каида, ИГ, становятся глобальными игроками, продвигая идеи всемирного халифата и действуя по сетевому принципу в разных уголках планеты. Разрушение биполярной системы также сказалось на процессах в регионе, роль внутренних акторов резко возросла. В XXI веке в регионе, где сама идея национального государства была воспринята с трудом, наблюдается процесс эрозии национального государства. В результате массовых демонстраций, вызванных внутренними причинами, государственность некоторых ближневосточных стран начала разрушаться, хотя не обошлось и без внешнего влияния. Следует заметить, что политические трансформации являются неотъемлемой частью развития, а сочетание трансформаций вызывало “эффект домино” и усилило “размывание” Вестфальской системы. Главным остается вопрос: вернется ли регион в Вестфальскую систему или придется искать новую форму политической организации мира? Наиболее вероятным считается первый сценарий, так как история не раз доказывала, что все проекты альтернатив Вестфальской системы в итоге завершались крахом. Однако в условиях эрозии и “идеального штурма” вернуться в Вестфальскую систему будет сложно, и поэтому необходимо приложить дипломатические усилия, чтобы вернуть акторов региона в рамки вестфальских норм. Следует использовать многосторонние и многоуровневые механизмы урегулирования конфликтов в регионе. Эта непростая задача потребует много сил и времени, из чего и исходит необходимость использования принципа поэтапного решения проблемы, не пытаясь решить все сразу. Ближний Восток является сосредоточием проявлений “идеального штурма” в современной политической организации. А значит, проблема глобальная и касается ни одного лишь региона. | |
ТИГРАНУИ ТИГРАНЯН | |
2280 reads | 23.11.2016 |