ЗАКОН, ПРИМЕНЕНИЕ КОТОРОГО СПОСОБСТВОВАЛО БЫ РАЗВИТИЮ ДИПЛОМАТИИ
АРМАН НАВАСАРДЯНчрезвычайный и полномочный посол Одна из известных газет сообщает, что не так давно во фракции РПА состоялось обсуждение законопроекта о внесении дополнения в один из законов Армении. Проект предусматривает существенное расширение постоянных полномочий Национального Собрания в сфере международных отношений. Это сообщение заинтересовало меня, поскольку содержит конкретные предложения по совершенствованию дипломатической службы республики. С другой стороны, удивительно, что средства массовой информации, а также политические круги не развили эту тему. Между тем в проекте говорится о том, что, вне всякого сомнения, необходимо нашей внешней политике и о чем мы, увы, так и не подумали за двадцать лет независимости. О чем идет речь? В соответствии с этим документом, постоянная комиссия Национального Собрания по внешним сношениям оставляет за собой право встречаться с послами до их отъезда в страну назначения. Цель понятна и оправдана: посмотреть, что за человек будет представлять страну за рубежом, на что он способен и что собой представляет. А самое главное – профессионал он или дилетант, которые появляются в нашем пока еще не окрепшем дипломатическом корпусе, как грибы после дождя. Кстати, подобная практика слушаний существует повсюду. Однако у нас, я считаю, она должна действовать до принятия президентом соответствующего решения, после чего он с чистой совестью может подписать и указ о назначении посла, и его верительные грамоты. В этом случае президент будет уверен, что командирует за рубеж не случайного человека, если же ошибется (непогрешим только Бог, президентам же свойственно ошибаться), то разделит ответственность за эту ошибку с парламентариями. Следующим пунктом законопроект предлагает периодически знакомиться с деятельностью посла. Предыдущие абзацы можно заменить двумя словами: КОНТРОЛЬ и ОТЧЕТНОСТЬ. МИД Армении далек от этого так же, как мы от космоса. О какой отчетности может идти речь, если у нас нет даже министерской коллегии? Между тем тесная связь между парламентаризмом и дипломатией существует с незапамятных времен. В моей серии «Занимательная дипломатия» подробно описано, до какой степени совершенства было доведено дипломатическое искусство в Элладе три тысячи лет назад. Созданный при праотце демократии Перикле механизм отбора и деятельности дипломатических кадров был основан на двух постулатах – КОНТРОЛЬ и ОТЧЕТНОСТЬ. Народное собрание, «Ekkesia», в присутствии 6000 афинян назначало послов и периодически выслушивало их политические и финансовые отчеты. Нарушителей наказывали и даже обезглавливали. (Не пожелал бы такого нашим послам.) Даже кардинал Арман Ришелье, один из величайших дипломатов всех времен и народов, основатель абсолютизма и ярый сторонник монархии, отводил парламенту важную роль в области дипломатии. А в наши дни, когда Путин и Обама «выставляют» бывших или действующих послов перед законодательным органом, это вовсе не унижает их как «верховных главнокомандующих» дипломатии. Так что отчетность, контроль, прозрачность и открытость дипломатии, конечно же в рамках дозволенного, только повышает ее уровень, очищает и укрепляет ряды дипломатического корпуса в министерстве и за рубежом. Возвращаясь к инициативе Национального Собрания, хотел бы добавить следующее. Следует не только представлять будущих послов членам комиссии внешних сношений, но и проводить ежегодные встречи руководителей дипломатических представительств с депутатским корпусом, в ходе которых дипломаты отчитывались бы перед Национальным Собранием. Правда, тут вспоминается сакраментальный вопрос литературного героя Грибоедова: «А судьи кто?» Но за то, кем являются эти судьи, наш МИД при всех его оплошностях не ответствен. ՀԱՅԵՐԵՆ ՏԱՐԲԵՐԱԿԸ | |
| ПУБЛИКАЦИИ | |
| 3739 reads | 06.10.2013 |




