ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В 2014 ГОДА
![]() магистрант российско-армянского (Славянского) университета
![]() 2014 год начался с конфронтации России и Запада, который не наблюдался с момента распада СССР. Россия теряет стремительно сферу влияния на постсоветском пространстве: Молдова, Грузия и Украина стали ассоциативными членами Европейского Союза. Украина стала «яблоком раздором» между Россией и Европейским Союзом. Отказ президента Украины Виктора Януковича войти в Европейский Союз привел к революции и смены власти, которая оказалась враждебной к России. Антироссийские настроения и новая политика Украины привела к решительным действиям России- присоединения Крымского полуострова. Данным событием Россия приобрела заклятого врага на своих западных рубежах в лице Украины. Действия России в Украине привели к усилению конфронтации с Западом. Череда экономических санкций против России поставила ее в сложную экономическую ситуацию, которая может привести к дефолту страны. Ужесточающиеся экономических санкций подчеркивают неэффективную экономику России, которая не может выдержать натиск Запада. ![]() Российско-турецкие отношения являются важным признаком тех или иных предпочтений и намерений внешней политики Турции, и эксперты западного сообщества весьма внимательно отслеживают данные процессы и различные направления отношений между Россией и Турцией. В целом, на протяжении последних лет американские и европейские эксперты весьма спокойно рассматривали состояние российско-турецких отношений, отмечая, что между данными странами гораздо больше противоречий и проблем, чем согласований и договоренностей. Новый внешнеполитический вектор Турции в 2014году ознаменовался политикой неоосманизма. Турция уже не стремится в Европейский Союз и всё больше говорит о выходе из НАТО. Отказ от участия в блоке с Западом ведет к глобальным изменениям в Ближневосточном и Средневосточном регионах, где Турция лелеет надежу лидерства. Так же это меняет расстановку сил западноевропейских государств и США, которым придется искать нового союзника на Ближнем Востоке, который вероятнее всего может стать Исламская Республика Иран. Однако развитие сценарии в таком направлении касательно Турции в ближайшей перспективе маловероятно. А вот сближение Запада с Ираном вполне вероятно. Впервые после Исламской революции 1979г. Запад в 2014году пошел на уступки и новый диалог с Ираном. ![]() Ситуация так же нагнетается с падением мировых цен на нефть. Резкое падение цен на нефть влечет за собой серьезные последствия в мировой экономике. К концу 2014 года цены на нефть приблизились к отметке 50 долларов за баррель, и это в тех условиях, что в начале 2014года страны-экспортеры нефти рассчитали свой бюджет на ближайший год около 100 долларов за баррель. Так, например, бюджет России был рассчитан на 101 доллар за баррель: в санкционных условиях Россия больше всех зависит от нефтедолларовой политики; Исламская Республика Иран- 136 долларов за баррель, Нигерия- 120 долларов за баррель, Венесуэла- 115 долларов за баррель. Разница в 10 долларов сокращает доходы государственного бюджета на 250 миллионов долларов. Однако объективных причин для столь быстрого падения цен на «черное золото» нет. Более того, на совещании картеля ОПЕК в Вене стало ясно, что богатые страны Персидского залива, которые, по сути, диктуют цены на черное золото, не собираются снижать объем добычи нефти. ОПЕК создавалась для стабилизации цен на нефть, прежде всего для его повышения путем сотрудничества крупнейших нефтедобывающих стран. Для этого страны сокращали квоту на добычу нефти. Однако в 2014 году ОПЕК претерпел трансформацию не только в плане главной цели организации, но и по отношению к «внешнему рынку». ОПЕК негласно начал войну за место на рынке со странами не входящими в ОПЕК. В сложившейся ситуации «большие игроки» Ближнего Востока- Саудовская Аравия и Катар, преследуют свои цели. Дело в том, что низкие цены монархиям Персидского залива ничем не угрожают благодаря объемам добычи и крупным запасам иностранной валюты, а также маленькому населению, в то время как их противник в регионе- шиитский Иран в санкционных условиях больше всех нуждается в высоких ценах на нефть, экономика которого была рассчитана на 136 долларов за баррель. Кроме того, ослабление остальных государств региона на фоне снижения цен, делают все более зависимыми эти страны от монархий, которые после начала «арабской весны» борются за лидерство в арабском мире. Вопрос создания государства Курдистан был всегда актуален и активно обсуждался в политических кругах, особенно с началом «арабской весны», однако в 2014 году он обсуждался меньше, но действий было больше. После того, как летом 2014г. боевики ИГИЛ неожиданно начали наступление на курдскую автономию в Ираке, глава автономии Махмуд Барзани объявил о неспособности багдадских властей в защите граждан и о возможности подготовки референдума о выходе из состава Ирака. Это так же неминуемо беспокоит Турцию. Турция уже сейчас сама себя загнала в тупик, сначала помогая сирийским джихадистам, теперь есть опасность, что джихадисты через сирийскую границу начнут военное вторжение на ее территорию, и тогда турецкие курды будут действовать либо в сторону автономизации, либо независимости; оба варианта крайне невыгодны Турции. При таком раскладе сил, вероятно, что и иранские курды захотят присоединиться к Большому Курдистану. Таким образом, за 2014 год произошло усиление исламского фундаментализма на Ближнем Востоке, который уже сейчас начал выходить за пределы региона (движение Талибан в Пакистане и в Афганистане, Исламское Движение Узбекистана заявили о поддержке и присоединении к исламскому движение, предполагающему создание Исламского государства по образцу праведного халифата). 2014 год в Южном Кавказе![]() Азербайджан единственное государство, которое за 2014год не принял решение о вхождении в какое-либо интеграционное сообщество, однако заявил, что «пристально будет следить за соседними государствами в новых экономических союзах». 2014год стал особенно сложным и для армяно-азербайджанских отношений. Череда летних пограничных инцидентов между вооруженными силами НКР и Азербайджанской республики стала самой сильной с момента подписания Бишкекских протоколов. Россия сумела добиться прекращения агрессии Азербайджана. Следует отметить, что, несмотря на численное и качественное преимущество техники и вооруженных сил в целом, армянская сторона оказалась способной ответить врагу должным образом; по сообщению не только армянских, но и иностранных СМИ, включая британских и российских, азербайджанская сторона понесла в три раза больше потери. | |
ПУБЛИКАЦИИ | |
5502 reads | 16.01.2015 |