ИСЛАМСКИЙ ФАНАТИЗМ И ГЕНОЦИД АРМЯН (ЧАСТЬ III)
![]() В Британии эти события вызвали кризис; 86-летний Гладстон вернулся из отставки, чтобы выступить с последней речью против империи «непредсказуемого Турка», которая должна быть «стерта с карты мира», как «позор цивилизации» и «проклятие человечества». Гладстон в своих выступлениях выражал мнение, что исламское государство не может быть хорошими и толерантным по отношению к «цивилизованным и христианским расам», а также, что пока существуют последователи «этой проклятой книги» (Корана), в Европе не будет мира. «Нет ни одного из злодеяний, совершаемых в Армении, за которое константинопольское правительство не несло бы нравственной ответственности», - произнес Гладстон 26 июля 1895 года на публичном митинге в Честере. Вера Гладстона в исламский фанатизм была настолько сильна, что в 1896 году он рьяно поддерживал требования влиятельного армянского лобби о военном вторжении Британии в Османскую империю как о «христианском долге» правительства. Однако королева осудила такое «неразумное» отношение Гладстона. По мнению Лорда Кинросса политические мотивы помешали европейским странам провести, согласно Кипрской конвенции, интервенцию в Турцию. Франция и Германия имели экономические интересы в Турции, Британия не готова была идти на уступки России ради поддержки, а Россия не была заинтересована в создании независимой Армении. После провала конференции 1897 года западными державами не было сделано ничего для облегчения участи армян. Историк Лорд Кинросс отмечает: «Непримиримое упрямство Абдул Гамида принесло ему победу над Западом. Но холодная бесчеловечность его действий принесла ему вечный позор в глазах цивилизованного мира». ![]() Так, армяне формально были приравнены в правах к мусульманскому населению. Это вызвало положительный отклик как у международного сообщества, так и у местного армянского населения, среди которого стали появляться надежды на перемену ситуации, на появление гарантий собственной безопасности. ![]() Младотурки, едва заполучив власть, перешли к политике пантюркизма и панисламизма (панисламизм – религиозно-политическая идеология, возникшая во второй половине 19 века и получившая широкое распространение в мусульманских странах. Согласно этой идеологии, все граждане Османской империи должны были исповедовать ислам. Иначе – клеймо «гяур», с которым шансов выжить практически нет. В основе пантюркизма лежала идея объединения всех тюркоязычных народов в одно государство во главе с самими турками. Они оказались подвержены сильному германскому влиянию и мечтали о присоединении всех древних турецких владений в Центральной Азии и создании огромной Туранской империи, от Стамбула до Самарканда и далее. Главным препятствием этому были три миллиона армян, жившие на турецкой территории и представлявшие этнический барьер между Малой Азией и Каспийским морем. Посол Великобритании в Порте Дж. Лоутер отмечал, что политика младотурков направлена на дифференциацию населения страны по расам. В их интерпретации «оттоман» означает «турок», а «османизация» – туркизацию. Другими словами, речь идет об оттоманизме как доктрине «насильственного отуречивания всех гетерогенных элементов империи. В осуществлении этой политики младотурки доходили «до крайнего шовинизма», выдвинув требование «единой и неделимой» Оттоманской империи и доказывая в шовинистическом угаре, что в Турции нет никаких отдельных народов, а все являются «оттоманами». Тем, кто боролся за сохранение своей национальной самобытности, отказывалось в праве занимать государственные должности. «Оттоманство стало воинствующей политикой национального шовинизма младотурок: младотурецкий национализм-тюркизм перешел в агрессивный шовинистический оттоманизм и великодержавный национализм». Младотурки пропагандировали шовинистическую теорию о принадлежности турок к «чистокровной», «высшей» расе. В 1910 г. на обсуждение меджлиса была внесена резолюция, в которой ставился вопрос о запрещении туркам-арийцам вступать в смешанные браки. Говоря о равенстве между мусульманами и иноверцами, провозглашенном в Конституции, младотурецкие идеологи подчеркивали, что «…Не может быть и речи о равенстве до тех пор, пока мы не выполним труднейшую задачу османизации империи...». ![]() Под шумок Первой мировой войны в 1914 году, младотурки смогли осуществить массовую депортацию и истребление армянского населения Западной Армении, Киликии и других областей. Специальный орган «Исполнительный комитет трёх» во главе с Назимом, Бехаэтдином Шакиром и Шюкри, был создан для претворения в жизнь планов полного уничтожения армян. Назим, ссылаясь на войну, прямо заявлял, что столь удобного случая может больше не представиться, что «вмешательство великих держав и протест газет не будут иметь никаких последствий, так как они станут перед свершившимся фактом, и тем самым вопрос будет решен... Наши действия должны быть направлены на уничтожение армян так, чтобы ни один из них не остался в живых». Для армян наступил кромешный ад. ![]() Дэвид Лэнг пишет: «Младенцев насильно отбирали у семей и отправляли в «сиротские приюты», которыми оказались вырытые в земле ямы, куда детей сбрасывали и заживо засыпали камнями. Из женщин и стариков формировали караваны и заставляли их пешком идти за сотни миль в Алеппо и другие концентрационные лагеря на территории Сирии. По пути на них нападали банды разбойников, которым правительство разрешило грабить и убивать депортируемых. Людям не давали ни еды, ни питья, и скоро они начинали сходить с ума от жажды. В ночное время жандармы-конвоиры развлекались тем, что раздевали донага понравившихся девушек и заставляли выполнять всякие извращенные сексуальные фантазии. Обычно это кончалось тем, что жертвам вспарывали животы и отсекали груди. Трупы швыряли в Евфрат и Тигр, и потом их прибивало к берегу в городах, расположенных ниже по течению рек. Небольшую часть женщин и детей пощадили, чтобы продать в рабство. Некоторых спрятали турецкие семьи. Губернаторы ряда провинций, ставленники Талаат-паши, придумывали новые способы исполнения его приказов. Например, губернатор Трабзона предложил напуганным армянским беженцам завтрак на корабле, обещая затем отвезти их в безопасное место на побережье. Но когда судно заплыло в Черное море подальше, всех пассажиров-армян сбросили в воду, где они утонули под радостные крики команды». Анри Барби геноцид назвал «страшным «крестным» путем изгнанников. «Ужасное преступление Турции — систематическое истребление целого христианского народа—это преступление турецкого правительства и Германии... Вся ответственность за злодеяние падает на правительство. Однако при этом не надо забывать и надо во всеуслышание заявлять и повторять, что для предупреждения этого злодеяния, чтобы остановить его в самом начале, было достаточно одного движения со стороны Германии, одного полуслова ее представителя Энвер-паше, тому самому Энверу, который хладнокровно заявлял: «Я не намерен дальше терпеть христиан в Турции». Но Германия не только не сказала ни слова, не только не пошевелила даже пальцем—нет, она сама еще помогла палачам, давая им добрые советы и опытные указания», - пишет он. ![]() Русский литературовед, поэт, переводчик, арменовед Юрий Веселовский пишет: «Что касается положения армянской церкви, то, при всех гарантиях, дававшихся свыше, при наличностидовольно широкой, - в теории, - церковной автономии, никогда не прекращались окончательно случаи издевательства и глумления турок и курдов над христианскими обрядами и символами, оскорбления религиозного чувства, еще весьма сильного в народе, обысков в храмах во время богослужения и т.д. Когда же в той или другой части Турецкой Армении организовывались погромы и убийства, и дикие шайки, более ничем не сдерживаемые, варварски расправлялись с армянами, - церкви и монастыри неоднократно подвергались осквернению, при чем разыгрывались поистине возмутительные сцены, напоминавшие то, что местами совершалось германцами в Царстве Польском. Вплоть до новейшего времени в Турецкой Армении продолжали пополняться новыми именами списки мучеников за веру... Во многих случаях достаточно бы было заявить о своем согласии перейти в мусульманство, чтобы спастись от преследований разъяренной толпы, - но люди не делали этого и обрекали себя на пытки и мучительную смерть, открыто заявляя о своей преданности христианству и принадлежности к армянской национальной церкви!» Американский миссионер, доктор Уильям Джекс в своем очерке «В Турции» отмечает: «Во многих местах армянский народ, чтобы спасти свою жизнь, выражал готовность перейти в ислам, но, как и во время прошлой небольшой резни, этот раз также такие обращения нелегко удовлетворялись. В Сивазе всем пожелавшим перейти в магометанство было предложено отдать всех своих детей до 12 лет правительству и переселиться на жительство на места, которые укажет правительство. Только при этом условии они были приняты в мусульманство. В Харпутском вилайете переход в ислам мужчин не допускался, а женщинам при обращении в мусульманство ставилось на вид, что они должны быть готовы выйти замуж за мусульманина». В начале Первой мировой войны в турецкую армию были призваны более 60 000 армян от 18 до 45 лет. В феврале 1915 года военный министр Турции Энвер отдал приказ об уничтожении всех армян, служащих в турецкой армии. Инструкция, направленная военному командованию: «Правительство империи издало приказ об истреблении всего армянского народа... всех армян, служащих в войсках империи, не нарушая обычной дисциплины, отделить от своих войсковых частей, вывести в уединенные места, подальше от посторонних глаз, и расстрелять». Андрей Мандельштам пишет: «Вопреки лживым заявлениям турецкого правительства, не было никакого армянского бунта или революции. Армяне взяли в руки оружие лишь тогда, когда они увидели угрозу резни, подчиняясь естественному желанию продать свои жизни дороже насколько возможно. В Ване они прибегли к оружию после избиения большей части населения окружающих деревень и после предательского убийства их именитых граждан по приказу вали Джевдет-бея, который к тому же окружил их кварталы траншеями. Военные действия были открыты турками, которые не смогли взять армянские позиции и сняли осаду 20 мая 1915 г. при приближении русских. Прогнанный из Вана, Джевдет-бей вначале двинулся со своими батальонами мясников (касабы), как их называли, на Сорб, где он вырезал (в конце мая) большую часть жителей. ![]() Следует признать, таким образом, что армяне районов Вана, Битлиса, Муша и Сасуна оставались лояльными вплоть до позволения вырезать себя без сопротивления как элемент «вредный и опасный» для блага и безопасности их дорогого оттоманского отечества... Еще более ошибочно говорить об армянском мятеже в других частях Оттоманской империи. В Зейтуне «мятеж» ограничился защитой одного монастыря двумя десятками армян, которых вывели из себя жестокости, совершаемые жандармами; действие отдельное и нисколько не поддержанное населением, которое было тем временем выслано. Армяне некоторых деревень вилайета Сиваса, например Амасия и Шабин-Карагиссар, прилагали вначале все усилия, чтобы избежать конфликта с турками, но, предвидя затем резню, предпочли погибнуть с оружием в руках. Также погибли армянские жители Урфы. Таким образом, во всех случаях вооруженного сопротивления мы видим не революционеров, а несчастных, которые сохранили кое-какое оружие и предпочли смерть в борьбе медленной казни или нищете ссылки. Впрочем, к чему приводили отказ от всякого сопротивления и складывание оружия, видно на примере деревни Г., вали которой, заставив сдать себе оружие, поспешил заявить в Константинополь о вспышке армянской революции, которую он вынужден был, следовательно, подавить...». Что же касается религиозной стороны гонений, то Андрей Мандельштам был более склонен списывать происходящее на политические мотивы. «Решение о гонениях армян было принято правительством по политическим мотивам, а не религиозным, и именно потому турецкие власти были столь неблагосклонны к обращениям в новую веру, которые могли освободить новообращенных от действия декрета о ссылке, - пишет он. - Таким образом, лишь в одном или двух городах достаточно большое число семей смогло спастись отступничеством. Во многих других случаях новообращенные после некоторого промежутка времени были сосланы, как и другие. Большое число женщин, действительно, обратились в ислам, но вследствие брака, заключенного с турком — одного только обращения было недостаточно для того, чтобы избежать ссылки. Дети армян, подобранные турками, естественно, также воспитывались в мусульманской вере. Несмотря на светский, так сказать, характер преследований — поскольку они направлены против расы, а не против религии, инстинкт фанатизма пробуждался неоднократно среди турок во время этих событий. Он выражался в жестоких казнях многих армянских священников, в грабеже церквей и превращения их в мечети. Можно, таким образом, смело утверждать, что в ужасных муках, перенесенных армянскими христианами, не только их раса, но также и религия их была поругана, оскорблена и осквернена». продолжение следует... | |
ПУБЛИКАЦИИ | |
3483 reads | 27.12.2013 |