ИСЛАМСКИЙ ФАНАТИЗМ И ГЕНОЦИД АРМЯН (ЧАСТЬ I)
Армянское нагорье, раскинувшееся на 350 000 кв. км., - колыбель, взрастившая один из древнейших народов мира – армян. Самой высокой точкой нагорья является библейская гора Арарат (5165), к которой когда-то причалил Ковчег Ноя. Армения, некогда страна от моря до моря, являлась своеобразным мостом между севером и югом, востоком и западом. Здесь проходили все большие торговые пути, в том числе и небезызвестный шёлковый путь.
Начиная с тех времен, когда тюркские племена с дальнего востока и из средней Азии вторглись на территорию Армении и малой Азии, определилась политика геноцида в отношении христиан и, в частности, армян. ![]() Геноцид (от греч. genos - род, племя и лат. caedo - убиваю) - международное преступление, выражающееся в действиях, совершаемых с целью уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу. Термин «геноцид» был впервые введен в обиход в начале 30-х гг. XX века польским юристом, евреем по происхождению Рафаэлем Лемкиным, а после второй мировой войны получил международный правовой статус, как понятие, определяющее тягчайшее преступление против человечества. Р Лемкин под Геноцидом подразумевал резню армян в Турции в годы Первой мировой войны, а затем истребление евреев в фашистской Германии в период, предшествовавший второй мировой войне, и в оккупированных гитлеровцами странах Европы в годы войны. В период формирования Османской империи армяне попали в разряд «гяуров», то есть иноверцев. В течение пяти веков они подвергались насилию, преследованиям, грабежам. Армяне Османской империи, не будучи мусульманами, считались второразрядными гражданами, хотя занимали при этом важное место в торговле и бизнесе. Притеснения армян так же, как и других национальных меньшинств, начались после уменьшения границ империи. На Берлинском конгрессе Порта обязалось провести реформы, связанные с положением армян, и гарантировать их безопасность. Однако исполнение условий Берлинского трактата саботировалось правительством султана Абдул Гамида II. Согласно кипрской конвенции, англичане направили в восточные провинции консулов, которые подтвердили плохое обращение с армянами. В 1860 году шесть стран-участниц Берлинского конгресса направили ноту Порте и потребовали конкретных реформ, «чтобы обеспечить безопасность жизни и собственности армян», однако турки не выполнили условия ноты, а предпринятые ими меры были охарактеризованны британским консульским отчётом, как «превосходный фарс». ![]() По мнению Лорда Кинросса, сами армяне пытались добиться реформ ненасильственными методами, требуя личной безопасности и отвергая политическую автономию. После русско-турецкой войны в 1878 году в Берлине состоялся конференция-концерт, тон которого задавал дирижер – князь Бисмарк. Пять великих держав – Россия, Германия, Австрия, Франция и Англия – пришли к соглашению, цель которого заключалась в том, чтобы обеспечить защиту христиан, а именно армян, в Османской империи. Что касается последних, то этой нации было дано формальное обещание, и этим было взято на себя совершенно определенное обязательство в отношении внутренней политики Турции. Эти две оговорки отражены в статье 61 мирного договора и являются результатом решений, принятых на той памятной конференции. В статье говорится: «Высокая Порта обязуется безотлагательно осуществить улучшения и реформы в провинциях, заселенных армянами, и обеспечить им безопасность от черкесов и курдов. В краткие сроки государства – участники договора должны быть осведомлены о соблюдении принятых мер, контроль за которым возлагается на них». Однако, это оказалось невозможным. А. Краффт-Бонард в очерке «Пять этапов одной драмы» пишет: «Властелин Османской империи, султан и халиф Абдул Гамид был первым, который не принял за чистую монету отлично разработанную программу в статье 61, так как он просто не доверял посланцам «так называемого» христианского мира. Он замышлял переворот и готовил его. Будучи поборником ислама, он питал ненависть к христианству и, придеживаясь определенных предписаний Корана, считал истребление неверных своим святейшим долгом. Эта идеологическая точка зрения должна была служить ширмой для политической программы, которую он готовил, а именно, постепенного уничтожения армянской нации. Для осуществления этого плана ему нужен был только подходящий случай, а если таковой не представится, то следовало придумать причину, которая внешне могла бы оправдать его действия». Пять великих держав оказлись бессильными в данной ситуации. Эмиль Диллон в статье «Положение дел в Турецкой Армении» по этому поводу написал следующее: «Мы торжественно уничтожили чистилище и заведомо содействовали устроению ада. Мы взялись наблюдать за тем, чтобы зло, порожденное дурным управлением в армянских округах Турции, было скоро и окончательно искоренено; и мы не только не выполнили этого обязательства, которое добровольно взяли на себя, отказавшись доверить его России, но допустили, чтобы беспорядочная система дурного управления постепенно развиваласъ в дьявольскую политику беспощадного истребления; и мы допустили это, не решившись показать нашей силы и не осмелившись признать собственное бессилие». Не имея возможности более ждать помощи от западных держав, армяне начали политическую борьбу, получая поддержку от армян из России. В 1885 году была создана первая армянская политическая партия «Арменакан», в 1887 году - социал-демократическая партия «Гнчак» и в 1890 году - партия «Дашнакцутюн». С 1891 года султан Абдул Гамид начал организовывать нападения на армян, используя, в частности, нерегулярные войска из курдских племён - гамидие («люди султана»), официальным заданием которых являлось подавление армян. Абдула Гамида называли тогда «больным человеком», а позднее «великим убийцей» или кровавым султаном. В 1893 году армянские революционеры предприняли расклейку листовок с призывом к мусульманам выступить против деспотичного правления султана, что послужило предлогом для кампании массовых убийств, начатой по указанию султана в 1894 году. ![]() Геноцид армян был возведен в ранг государственной политики в период правления султана Абдула Гамида II. Уничтожение армян было запланированной, официальной операцией в целях решения «армянского вопроса», то есть очищения территорий от неугодных армян. Похищения, насилия, оскорбления, не имеющие имени и совершаемые с неумолимой беспощадностью, сделались обычным явлением в повседневной жизни Армении. Эмиль Диллон лично собрал сведения о 300 таких случаях и слышал о бесконечном числе их. Вот отрывки из его записок: «В 1893 году солдаты гамидие явились в дом Кумаро (деревня Тортан), приказали приготовить им постели и затем заставили всех молодых женщин служить их гнусным инстинктам. В Байбурде, между Эрзерумом и Трапезундом, солдаты похитили дочь Хейерана, Фенедо и затем заставили ее перейти в магометанство. В Думане (Кнусский санджак) Кало и его товарищи схватили молодую дочь армянского священника, изнасиловали ее и заставили признать ислам. В той же деревне Мушафи изнасиловал Варо, дочь Шебо, и заставил ее сделаться магометанкой. В Тортане молодая девушка Дильбар, дочь Ассо, была похищена двумя курдами. Жалобы, обращенные к турецким властям, оказались тщетны. Через несколько дней сами турки, в числе 7 человек, похитили двух других молодых девушек, Тулеян и Ягуд, Мартиросса Иенгояна из деревни Бадивеган, заставили отдать 12 лошадей, содержать трех курдов и, наконец, предоставить им на позор свою жену. В прошлом году молоденькая девушка по имени Мариам, дочь Соломона из деревни Кортаз, похищена Кало, который увел ее и заставил перейти в магометанство». | |
| ПУБЛИКАЦИИ | |
| 3462 reads | 11.12.2013 |

ЕЛЕНА ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН
Армяне Османской империи, не будучи мусульманами, считались второразрядными гражданами, хотя занимали при этом важное место в торговле и бизнесе. Притеснения армян так же, как и других национальных меньшинств, начались после уменьшения границ империи. На Берлинском конгрессе Порта обязалось провести реформы, связанные с положением армян, и гарантировать их безопасность. Однако исполнение условий Берлинского трактата саботировалось правительством султана Абдул Гамида II. 
Не имея возможности более ждать помощи от западных держав, армяне начали политическую борьбу, получая поддержку от армян из России. 