В отличие от Абхазии и Южной Осетии Нагорный Карабах не имеет на сегодняшний день ни одного признания. Даже Армения, признающая формат урегулирования, известный, как «обновленные Мадридские принципы», придерживается принципа непредрешения в определении окончательного статуса НКР вплоть до юридически обязывающего голосования по данному вопросу. Как правило, при рассмотрении итогов любых избирательных кампаний в Нагорном Карабахе, принято указывать, что международное сообщество их не признает. При всех имеющихся коллизиях между принципами территориальной целостности и национального самоопределения вкупе с политической целесообразностью, нельзя не заметить, что в подходах России с одной стороны, США и Евросоюза с другой, в отношении к конституционному референдуму в НКР присутствует единство (хотя бы по формальным признакам). Редкий случай, особенно на фоне имеющихся жестких расхождений по Донбассу и противоречий по статусу Абхазии и Южной Осетии. 16 февраля «на полях» Мюнхенской конференции по безопасности дипломаты-сопредседатели Минской группы ОБСЕ (американец Ричард Хогланд, француз Стефан Висконти и россиянин Игорь Попов) провели сначала раздельные, а затем совместную встречу с главами МИД Азербайджана и Армении Эльмаром Мамедьяровым и Эдвардом Налбандяном. И хотя в центре переговоров были проблемы невозобновления вооруженного противостояния и соблюдения комплекса договоренностей от 1994-1995 и 2010-2011 гг., дипломаты не могли не коснуться и предстоящего конституционного референдума в Нагорном Карабахе. В специальном заявлении (которое появилось на сайте ОБСЕ 17 февраля) сопредседатели констатировали, что они не признают итоги голосования, организованного нагорно-карабахскими де-факто властями, как влияющие на вопрос о статусе спорной территории. Согласно их выводам, результаты референдума никак не повлияют и на исход «текущих переговоров, цель которых достижение прочного и мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта». В этой связи возникает закономерный вопрос, какова ценность прошедшей кампании, если по ее итогам статус НКР останется неизменным, а шансы признания этой республики или подключения ее представителей к переговорному процессу остаются по-прежнему нулевыми?
Наверное, в этом месте можно было бы поставить точку и завершить статью. Однако при более глубоком размышлении становится ясно также и то, что в спорах о «большой геополитике» и «игре» великих или региональных держав мы забываем о том, что НКР - это не необитаемый остров, а республика, хотя и не имеющая официального статуса, но населенная людьми. И эти люди вовсе не собираются голосовать за что (и за кого) бы то ни было ради того, чтобы некие внешние контролеры поставили бы за этот труд высокую отметку. Февральский референдум по реформам Конституции третий по счету после провозглашения НКР в сентябре 1991 года. Первый состоялся в декабре 1991 года, на него был вынесен вопрос о независимости, второй прошел через 15 лет и на нем избиратели голосовали за первый вариант республиканской конституции. В канун референдума 20 февраля большая часть российских СМИ упоминала это голосование, прежде всего, как кампанию по переименованию НКР в Республику Арцах. Между тем, этот вопрос далеко не первостепенный. Еще в Основном законе, принятом на референдуме в декабре 2006 года констатировалось, что «названия Нагорно-Карабахская Республика и Республика Арцах тождественны». В измененной Конституции также сохраняется, как равноценное понятие Нагорно-Карабахская республика. В содержательном плане намного важнее те изменения, которые будут внесены в систему органов власти непризнанного образования. Между тем, еще в Концепции конституционной реформы (она была утверждена на заседании соответствующей специализированной комиссии 30 июля 2016 года) основной пафос преобразований был обозначен, как обеспечение «единства исполнительной власти» и укрепление института президента. В предложенном на голосование и поддержанном избирателями варианте Конституции президент - это не только глава государства, но и руководитель всей исполнительной власти. В Основном законе варианта 2006 года глава республики формально становился над всеми ветвями власти и выводился из структур власти исполнительной. В новом конституционном проекте не будет должности премьер-министра. Правительство же превратится в «коллегиальный орган исполнительной власти, содействующий осуществлению полномочий президента Республики». В нем останутся госминистр и министры. Государственный министр становится не столько самостоятельной политической фигурой, сколько административным координатором и модератором правительственной работы.
Крайне важный момент в истории с нагорно-карабахским реформаторством - это его критическая зависимость от вопросов безопасности. Это помогает понять, почему наряду с пресловутым административным ресурсом, инициатива об укреплении президентской власти созвучна многим чаяниям рядовых карабахцев, знающих не понаслышке о вооруженных инцидентах на «линии соприкосновения». Непрекращающаяся напряженность на линии противостояния, а также последствия эскалации прошлого года при отсутствии ясных гарантий невозобновления подобных сценариев заставляют приносить демократию в жертву. Это особенно впечатляюще выглядит на фоне недавнего кадрового решения в Азербайджане, где действующий президент Ильхам Алиев назначил свою супругу Мехрибан первым вице-президентом в полном соответствии с конституционными поправками, принятыми в прошлом году. Особо жесткой реакции на это решение со стороны США и ЕС вряд ли стоит ожидать. В лучшем случае резолюции Европарламента или комиссий американского Конгресса, которые пройдут затем сито «прагматических решений» Еврокомиссии и администрации вкупе с Госдепом. В таком контексте быть демократическими «пуристами» вряд ли выгодно, тем паче все разговоры западных политиков о непреходящих ценностях свободы, как правило, проходят жесткую ревизию практикой, когда речь заходит об энергобезопасности Европы, альтернативных источниках обеспечения ЕС углеводородным сырьем и создании дружественных «поясов» против Ирана (тема, актуализированная новой администрацией США). В итоге безопасность становится поистине демиургом закавказской политики. | |
ПУБЛИКАЦИИ | |
2006 reads | 24.02.2017 |