АРМЯНО - ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ. АРЦАХСКАЯ ПРОБЛЕМА И СТОЛКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
![]() Российско-Армянский университет (ЕРЕВАН) ![]() После окончания Холодной войны на всем пространстве влияния СССР свою независимость получили множество государств. Запад, полагал, что с исчезновением на геополитической карте мира СССР и с появлением такого явлении, как вакуум силы, все это пространство займет радикальный ислам. Таким образом, было выражено стремление Запада побудить новые независимые государства принять для себя « турецкую модель », которая включает в себя сочетание светской демократии и либеральной экономики. В рамках данной идеи упоминается о религиозной, языковой и культурной связи Турции с новообразованными государствами. Для некоторых государств бывшего СССР Турция являлась страной – единомышленницей, то есть « братом по цивилизации ». Армения же есть страна, которая является частью иной цивилизации, причем Армению и Турцию отделяют друг от друга не только цивилизационные, но и культурные, религиозные и даже человеческие барьеры и препятствия. ![]() Возможно также столкновение этих двух цивилизаций в рамках более «глобальных цивилизаций». Турция, будучи членом НАТО, может также считаться частью Западной цивилизации, которая сегодня направила свои «пушки» и взоры на Православную цивилизацию, в которую входит и Армения. То есть столкновение Армянской и Турецкой цивилизаций возможно и без их стремления «воевать», они вовлеклись в войну, будучи частью других цивилизаций. Мы склонны предполагать, что вполне неуместно представлять армяно-турецкое противостояние, как столкновение Исламской и Православной цивилизаций, к чему и стремится Турция. Данное противостояние следует рассматривать, как факт, начавшийся с появлением турецкого государства, и длившийся по сей день. Армяно- турецкие отношения складывались с некой особенностью обоюдного недоверия. Исторический багаж, от которого не сумели освободиться эти два народа, сегодня играет чрезвычайно важную роль в построении Турцией своей внешней политики на Южном Кавказе. В 1991 году 16 декабря Турция стала одной из первых стран, признавшей независимость Республики Армении. Однако сегодня отношения между Арменией и Турцией можно охарактеризовать, как крайне напряженные. На статус отношений между странами сегодня влияет множество факторов: • отсутствие дипломатических представительств • полностью закрытая граница, отсутствие автомобильного и железнодорожного сообщения • армянская диаспора и Республика Армения продолжают действовать в направлении признания Турцией Геноцида Армян в различных странах мира • Турция отрицает факт осуществления Геноцида Армян в 1915 году. Согласно 301-й статье Уголовного Кодекса Турции граждане, которые пытаются поднять этот вопрос, несут уголовную ответственность • вовлеченность Турции в Арцахскую проблему ![]() Активную деятельность в Арцахской проблеме Анкара начала с распадом СССР. Анкара признала независимость Азербайджанской Республики на месяц раньше, чем независимость других постсоветских республик. Однако на пути реализации своих планов, которые, так или иначе, были связаны с новой и молодой Республикой Азербайджан, существовал ряд сдерживающих факторов, не позволяющих Турции действовать решительно. • Во-первых, Анкара член НАТО. В случае начала прямого вмешательства, данные действия Анкары могли бы рассматриваться не просто как вмешательство Турции, а как вмешательства Турции- члена НАТО. • Во-вторых, против таких действий отреагировало бы США, использовав санкции, в частности эмбарго на поставки вооружений и финансовой помощи, как это было во время военного вмешательства Турции и аннексии Северного Кипра в 1974г. • В-третьих, важным сдерживающим элементом стал курдский вопрос. В 1993-1995гг. началось турецко-курдское обострение, что привело к мобилизации турецких ВС. В случае военной агрессии против армян Арцаха, Турции пришлось бы вести войну на двух фронтах. • В-четвертых, вмешательство в Арцахскую проблему было бы преградой на пути возможного вхождения в Европейский Союз, который время от времени указывал на отсутствие принципов демократии в Турции. Европа требовала от Турции нормализировать отношения с Арменией, учитывая приостановленные отношения, связанные с отрицанием факта осуществления Геноцида Армян в Османской империи. Основной идеей, за которой следовала внешняя политика Турции была идея стабильности в регионе для строительства новых нефте- и газопроводов, которые бы вывели азиатские и каспийские энергоресурсы на европейский рынок через территорию Турции, что в свою очередь увеличило бы значение Европейского Союза в ее внешней политике. • В-пятых, Турция стремилась поддержать взаимовыгодные отношения с Россией. Оказание военной помощи Азербайджану означало бы ухудшение российско-турецких отношений. После распада СССР, Россия превратилась в большой рынок, на который немедля проникли турецкие товары. В 1992 году согласно данным, товарооборот между Турцией и Россией был в два раза больше, чем между Турцией и Азербайджаном. К тому же Россия помогала оружием в борьбе против Рабочей партии Курдистана. • В-шестых, это вопрос Северного Кипра. Аннексия Северного Кипра негативно сказалась на всем образе Турции в глазах мирового сообщества. Турция опасалась, что и при вмешательстве в Арцахскую проблему, это может еще больше ослабить позиции Турции при Западе, а также повлиять на процесс возможного членства в ЕС. Сегодня Турция имеет прямое отношение к Арцахской проблеме. Имея культурную и религиозную связь с Азербайджаном, Турция полностью поддерживает братский народ. Сегодня все совместные действия Турции и Азербайджана сводятся к одному принципу – «Biz Iki Devlet Bir Milletiz». «Турецкий след» в Арцахской проблеме - как в историческом отношении, так и с современных позиций - ясно показывает, что Турция, даже будучи региональной державой, не имеет никакого морального права быть задействованной в процессах его разрешения. | |
ЛИЛИ ГУКАСЯН | |
1798 reads | 18.07.2017 |