После осложнения отношений между государствами, которое было обусловлено инцидентом в ноябре 2015 года, когда турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик, этот визит можно охарактеризовать, как интригующий. Ноябрьский инцидент стал причиной отмены с российской стороны безвизового режима для граждан Турции, Россия ввела запрет на импорт для ряда турецких товаров, последовали ограничения работы турецких фирм, сократились турпотоки из России в Турцию, и самое важное во всей этой цепи событий, - это приостановление строительства газопровода « Турецкий поток». Феномен выстраивания внешней политики Турции, который подразумевал формулу «экономика без политики, и политика без экономики » исчерпал себя. На протяжении всей истории выстраивания концепции внешней политики специфика турецкой политики давала о себе знать. Это хорошо выработанная теория турецких властей, подразумевающая отделение политической и экономической составляющих в двусторонних отношениях. Вот и в вопросе с Россией Турция стремится разграничить эти две, казалось бы взаимозависимые сферы деятельности каждого государства. Сегодня же эту формулу можно считать устаревшей, либо неприемлемой в отношениях с Россией. В двусторонних отношениях был исчерпан базовый элемент, это доверие. И как сказал адмирал Турции в отставке Сонер Полат: « исчез стабилизирующий фактор в отношениях Москвы и Анкары, между странами начался период охлаждения с чередой неприятностей». В этой связи президент Путин, на церемонии вручения верительных грамот новым послам иностранных государств отметил: « мы считаем абсолютно необъяснимыми предательские удары в спину от тех, в ком мы видели партнеров и союзников в антитеррористической борьбе». После сего последовало извинение Турции на высоком уровне, и было принято решение вступить на путь нормализации русско-турецких отношений. Тем не менее, возможно именно эта встреча президентов рассеет тучи в сложившейся напряженной ситуации.
Россия и Турция имеют огромный исторический опыт выстраивания дипломатических отношений, однако в вопросе создания коалиции этими странами, для совместных долгосрочных действий преградой становятся существующие разноцентричные видения государственной политики стран. Стремление создать платформы неоосманизма Турцией, Евразийского союза Россией,- все эти устремления направлены в разные политические системы, подтверждая тот факт, что этот союз противоестественен. Несмотря на наличие противоречий по ряду вопросов, предстоящая встреча будет нести в себе идею налаживания многопрофильного сотрудничества, реализацию геополитических перспектив. Вступив в альянс с Россией, пусть и не «искренний», Турция наконец снимет оковы Запада, и почувствует себя государством , способным вести многовекторную политику, и начать позиционировать себя одним из ведущих игроков Ближнего Востока. У Турции появилось « геополитическое самочувствие». Однако, зная специфику турецкой дипломатии, никто не знает, куда она приведет или заведет Турцию.
Исходя их вышеизложенного, Москва должна выстраивать отношения с Анкарой, учитывая пределы ее политической свободы и «ограниченный Западом» спектр ее действий. Анкара склонна к изменениям во внешней политики страны, к прямым и открытым контактам с Россией, что и делает ее уязвимой, одновременно влияя на устойчивость союза. | |
ЛИЛИ ГУКАСЯН | |
1806 reads | 09.03.2017 |