ВЗАИМОСВЯЗЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ДИПЛОМАТИИ КАК ЗАЛОГ УСПЕХА ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
СЕРИЯ ЛЕКЦИЙ НА ТЕМУ «ДИПЛОМАТИЯ»![]() Председатель Дипломатического фонда Армении, Чрезвычайный и полномочный посол, заведующий кафедрой мировой политики и международных отношений Армяно-российского (славянского) университета, кандидат политических наук, доцент, ЕРЕВАН ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Внешняя политика является монополией практически всех без исключения современных государств. Она направлена на установление связей с другими государствами в целях защиты собственных интересов, взаимодействия и конкуренции. Данная функция осуществляется посредством специального государственного механизма – министерства иностранных дел (в разных странах этот механизм может называться по разному), а также органов внешней разведки и государственной безопасности. Дабы лучше понять сущность этой системы, важно уяснить, в какой степени дипломатия вовлечена в деятельность власти. Если она участвует в этой деятельности, то каков род этого участия и каковы привилегии? Чтобы дать исчерпывающий ответ на этот вопрос, следует найти точки пересечения политики и дипломатии, их сходство и отличие. Политика – тот вид деятельности, при котором субъект власти принимает решения и претворяет их в жизнь. Причем власть бывает внутренней и внешней или же одновременно и внутренней, и внешней. Эти два сегмента политики тесно взаимосвязаны, но не идентичны. Дипломатия же является тем инструментарием внешней политики государства, который работает благодаря политикам особой категории – дипломатам. А в какой степени эта деятельность является политической и насколько она внедрена в разные сферы власти? Ответ на этот вопрос до сих пор не вполне ясен. Наша позиция такова: чем теснее связь между дипломатией и властью, тем выше степень самостоятельности, независимости дипломата, шире его полномочия. Если же его зарубежные коллеги также наделены достаточной властью, их сотрудничество будет обоюдно эффективным. И наоборот. Если у дипломата немного власти, а степень независимости невысока либо близка к нулю, его деятельность становится работой рядового чиновника, который неправомочен принимать самостоятельные решения, выдвигать задачи и предлагать пути их решения. Говоря словами известного теоретика дипломатии Жюля Камбона, в этом случае «дипломат превращается в почтальона». Это порочное качество наглядно проявлялось в советской внешней политике. Министр иностранных дел сталинских времен Молотов признавал: «В СССР централизованная дипломатия, и ее осуществляет Политбюро». Здесь возникает следующий вопрос: какова «доля» власти в деятельности дипломатов государств с разным строем (авторитарным, тоталитарным, монархическим, демократическим и т.д.)? Достаточно ли этой власти, чтобы работа дипломата была оптимальной, а ее результат – эффективным? На наш взгляд, данный вопрос нуждается в изучении, что поможет прояснить и другой, не менее важный. Не происходит ли трансформация дипломата в политика и, напротив, политика – в дипломата в условиях современных геополитических процессов, глубокой глобализации, географического и социально-политического сближения государств? В более широком смысле – корреляция политики и дипломатии? Проблема эта, как говорится, дает о себе знать, однако она не становится предметом всестороннего изучения. Между тем научный концепт явления трансформации дипломатии в политику позволил бы современным государствам четче и конкретнее определять полномочия МИД, послов, других дипломатов, представителей в международных организациях. В контексте этого и других вопросов становится ясно, что дипломатия нового типа, подготовка дипломатов, отвечающих требованиям XXI века, в демократической Армении (если бархатная революция действительно создает такой строй) становится императивом государственных и национальных интересов. К этому сверхважному вопросу мы обратимся в дальнейшем. | |
АРМАН НАВАСАРДЯН | |
917 reads | 06.08.2019 |