ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАСПИЙСКОГО МОРЯ-ОЗЕРА И ЗАДАЧИ АРМЯНСКОЙ ДИПЛОМАТИИ
![]() Председатель Дипломатического фонда Армении, Чрезвычайный и полномочный посол, заведующий кафедрой мировой политики и международных отношений Армяно-российского (славянского) университета, кандидат политических наук, доцент, ЕРЕВАН ![]() Каспий – не море, поскольку он внутриконтинентален и не связан напрямую с Мировым океаном. Однако по своим размерам, составу воды и особенностям дна это и не озеро. Такая формулировка конвенции – важное достижение для ее участников. Это доселе неизвестный международному праву статус, который позволяет обходить стороной Конвенцию ООН о морском праве от 1982 года, а также международные законы о приграничных озерах. То есть ни одно государство, кроме названных, не может даже приблизиться к этому «водохранилищу», содержащему 6-7% мировых запасов углеводородов или 18-20 миллиардов тонн конденсата нефти и газа. Только в последние несколько лет здесь обнаружили столько месторождений нефти и газа, что Каспий стали называть вторым Персидским заливом. Участники конвенции в основном удовлетворены 13 процентами доставшегося им шельфа, которые составляют водное пространство- государственную границу в районе 15 миль от берега плюс 10 миль рыболовной зоны. Остальная акватория и биоресурсы переходят в распоряжение всех пяти государств. Достигнутое соглашение позволит активно использовать природные богатства Каспия. Если подписание конвенции можно считать успешным и экономически перспективным для всех ее участников, то достижение России и Ирана куда важнее для этих стран. ![]() Так что принятие Каспийской конвенции стало настоящей дипломатической победой России и в какой-то степени Ирана. Так оценивают соглашение, достигнутое в Актау пятью прикаспийскими государствами, некоторые международные аналитики. И они не ошибаются. А что сулит альянс каспийских государств Армении? Некоторые отечественные аналитики придерживаются мнения, что новый интеграционный союз, созданный пятью государствами, не окажет какого-либо влияния на внешнюю и внутреннюю политику Армении. В силу ряда причин трудно согласиться со столь однозначным выводом. Прежде всего перед участниками конвенции открываются широкие экономические перспективы, если, конечно, им удастся обойти существующие не первый год преграды и препоны. К примеру, между Ираном и Азербайджаном нет согласия в вопросе разделения каспийского дна. Существуют разногласия в вопросе строительства закаспийского газопровода между Азербайджаном и Туркменистаном: конвенция допускает реализацию этого проекта при наличии границ между сторонами. Полагаем, не стоит говорить, что эксплуатация закавказских энергоносителей не в интересах Армении, поскольку она, в каком бы формате ни осуществлялась, будет способствовать экономическому, а значит и военному усилению Азербайджана. Негативной позиции в отношении данного проекта придерживаются также Россия и Иран, между тем Европа, как показал визит Ангелы Меркель в Баку, связывает определенные надежды с пока еще не существующими трансанатолийским и трансадриатическим газопроводами. В этой сложной политической комбинации Армении следует проявить дипломатическую гибкость для защиты собственных интересов в отношениях со всеми акторами. Самым главным для Армении и региона в контексте Каспийской конвенции является, на мой взгляд, вопрос безопасности. После развала СССР Азербайджан, Казахстан и Туркменистан стали создавать свой морской флот при помощи американцев, лишив Россию монополии на каспийскую флотилию. Подписанная конвенция запрещает присутствие на Каспии военных и гражданских судов третьих стран. Первоочередное значение для Армении в свете вышесказанного приобретает вопрос, ответ на который мы едва ли найдем в открытых информационных источниках. А именно: какой характер будет носить военное сотрудничество между пятью государствами? Будет оно двусторонним или многосторонним? Если принять во внимание тот факт, что один из подписантов конвенции находится с нами в военном положении, а другой, Казахстан, не отличается теплым дружественным отношением к Армении ни в двустороннем формате, ни в рамках ОДКБ и международных форумов, вопрос перестает быть риторическим. Не менее важно и то, как будет развиваться военное сотрудничество в рамках альянса России, Ирана и Азербайджана. И самое главное – получат ли в рамках конвенции дальнейшее развитие российско-азербайджанские связи, ставшие гордиевым узлом в армяно-российских отношениях, и поставят ли они под угрозу безопасность и интересы Армении? Так что появление каспийской пятерки ставит перед отечественной дипломатией новые задачи, требует повышенного внимания, при необходимости быстрой, оперативной реакции, не исключено, и вмешательства. | |
АРМАН НАВАСАРДЯН | |
1683 reads | 31.08.2018 |